Каталог компании «Кронос Крепеж Плюс» находится на стадии обновления.
Просьба актуальные цены и наличие продукции уточнять по телефону , или оставить заявку на сайте!
Чем отличаются строительные метизы от машиностроительных
Зачастую специалисты оперируют общим термином метизы, подразумевают под ним все виды металлического крепежа. Но строительные и машиностроительные метизы отличаются техническими характеристиками, спецификой применения. Понимание этих различий важно для тех, кто планирует купить крепеж для решения определенных задач, так как неправильный выбор может привести к снижению надежности конструкций, преждевременному износу или даже аварийным ситуациям.
Различия в назначении и условиях эксплуатации
Основное различие между строительными и машиностроительными крепежными элементами лежит в сфере их функционального назначения. Строительные метизы предназначены для создания статичных соединений в конструкциях зданий и сооружений, которые подвергаются преимущественно постоянным нагрузкам. Машиностроительный крепеж работает в условиях динамических нагрузок, вибраций, циклических напряжений и часто подвергается воздействию высоких температур.
Компании, которые предлагают купить крепеж оптом, четко разделяют эти категории, так как требования к качеству и сертификации для каждой группы существенно отличаются. Например, согласно статистике Росстандарта, доля брака машиностроительного крепежа при неправильном подборе достигает 23%. В сегменте строительных метизов этот показатель составляет около 8%. Это объясняется более жесткими условиями эксплуатации в машиностроении.
Различия в материалах и их свойствах
Строительные метизы изготавливаются преимущественно из углеродистых сталей обычного качества (марки Ст3, Ст5, 10, 20). Они обеспечивают достаточную прочность статических конструкций при доступной стоимости. Предел прочности таких материалов находится в диапазоне от 300 до 500 МПа. Этого достаточно для решения большинства строительных задач.
Машиностроительный крепеж изготавливается из легированных и высоколегированных сталей марок 40Х, 30ХГСА, 12Х18Н10Т. Также используются специальные сплавы на основе титана, никеля или молибдена. Предел прочности таких материалов может достигать 1200 МПа и выше. Например, болты класса прочности 12.9 используются в автомобилестроении. Они выдерживают нагрузки, которые в 1.5 раза превышают аналогичные показатели строительного крепежа класса 8.8.
Точность изготовления и допуски
Для строительных метизов действуют достаточно широкие допуски. Это обусловлено особенностями монтажа в полевых условиях. Точность изготовления резьбы обычно соответствует среднему классу, а отклонения размеров могут достигать нескольких десятых миллиметра. Это не является недостатком, так как в строительстве часто создаются компенсационные зазоры, есть возможность подгонки элементов на месте.
В машиностроении применяется высокоточный крепеж с допусками, которые не превышают сотые доли миллиметра. Резьбовые соединения изготавливаются по классу точности 6g и выше. Это обеспечивает идеальное сопряжение деталей и равномерное распределение нагрузки по виткам резьбы. По данным отраслевых исследований, применение высокоточного крепежа в узлах машин снижает риск самопроизвольного ослабления соединений на 42% по сравнению со стандартными изделиями.
Классы прочности и маркировка
Строительные болты и гайки маркируются классами прочности от 4.6 до 8.8. Тут первая цифра указывает на предел прочности при растяжении в сотнях МПа, умноженный на сто, а вторая показывает отношение предела текучести к пределу прочности в процентах.
Для машиностроительного крепежа используется расширенная шкала классов прочности. Она включает 10.9, 12.9 и даже специальные классы для особо ответственных соединений. Причем для каждого класса строго регламентируются не только механические свойства, но и:
- химический состав материала;
- технология термообработки;
- методы контроля качества.
В авиастроении, например, применяется крепеж, который выдерживает нагрузки до 1500 МПа. Это в 3 раза превышает показатели типового строительного крепежа.
Стандарты и нормативная база
Нормативное регулирование строительного и машиностроительного крепежа опирается на различные документы и требования. Строительные метизы регламентируются ГОСТами серии Р 52644, ГОСТ 7798, ГОСТ 5915 и строительными нормами СНиП. Они устанавливают базовые требования к размерам, материалам и прочности. Эти стандарты ориентированы на массовое производство и универсальность применения.
Машиностроительный крепеж регламентируется более строгими и специализированными стандартами, таким как ГОСТ Р ИСО серии 898, DIN и ISO стандарты международного уровня. Кроме того, в различных отраслях машиностроения действуют отраслевые стандарты ОСТ и технические условия ТУ. Они предъявляют дополнительные требования к крепежу.
Например, в авиационной промышленности каждая партия крепежа проходит стопроцентный входной контроль. Он включает проверку твердости, магнитопорошковую дефектоскопию и выборочные испытания на растяжение.
Особенности резьбовых соединений
Также нужно рассмотреть конструктивные особенности резьбы. Строительный крепеж использует преимущественно метрическую резьбу с крупным шагом. Это ускоряет монтаж, повышает устойчивость к загрязнениям. Профиль резьбы выполнен с увеличенными радиусами закругления впадин, что снижает концентрацию напряжений, но не требует высокой точности изготовления.
У машиностроительных метизов зачастую резьба с мелким шагом. Это повышает плотность соединения и устойчивость к вибрациям. В ответственных узлах применяются специальные типы резьб:
- трапецеидальная;
- упорная;
- круглая;
- резьбы с модифицированным профилем.
Например, в трансмиссиях автомобилей используется крепеж с резьбой со специальным покрытием. Оно снижает коэффициент трения на 35%, обеспечивает стабильность момента затяжки.