Каталог компании «Кронос Крепеж Плюс» находится на стадии обновления.
Просьба актуальные цены и наличие продукции уточнять по телефону , или оставить заявку на сайте!
Из чего изготавливаются соединительные гайки: обзор материалов и их свойств
Соединительные гайки – важный элемент крепежных систем. Он подвергается воздействию разных типов нагрузок, вибрации и агрессивных сред. По статистике, 68% случаев разрушения резьбовых соединений связаны с неправильным выбором материала крепежа. Современный рынок предлагает более 15 типов материалов. Они отличаются прочностью, характеристиками и спецификой применения. Поэтому перед тем, как купить крепеж для ответственных конструкций, нужно разобраться в особенностях разных материалов.
Промышленные предприятия и строительные организации, которые закупают крепеж оптом, экономят до 40% бюджета за счет точного подбора материалов под специфику проекта. Качественный крепеж служит в 3-5 раз дольше дешевых аналогов.
Углеродистая сталь: основа массового производства
Углеродистые стали содержат 0,1-1,0% углерода и являются самым распространенным материалом. До 72% всех соединительных гаек производятся из них.
Низкоуглеродистая сталь (Ст3, 10, 20):
- содержание углерода: 0,1-0,25%;
- предел прочности: 380-420 МПа;
- твердость: 110-130 HB;
- себестоимость производства – базовый уровень (100%).
Среднеуглеродистая сталь (35, 45):
- содержание углерода: 0,3-0,5%;
- предел прочности: 530-600 МПа;
- твердость: 140-170 HB;
- себестоимость – +15-20% к базовой.
Высокоуглеродистая сталь (65Г, 70):
- содержание углерода: 0,6-0,85%;
- предел прочности: 650-800 МПа;
- твердость после закалки: 200-250 HB;
- себестоимость: +30-35%.
Знание классификации и состава углеродистых сталей поможет купить крепеж, который соответствует требованиям.
Классы прочности соединительных гаек из углеродистой стали
Международный стандарт ISO 898-2 определяет классы прочности гаек от 4 до 12. Наиболее распространенные:
- Класс 5: минимальная прочность 500 МПа, используется для ненагруженных соединений;
- Класс 8: прочность 800 МПа. Такой крепеж используется в строительстве и машиностроении;
- Класс 10: прочность 1000 МПа. Такие гайки используются в высоконагруженных узлах;
- Класс 12: прочность 1200 МПа позволяет выдерживать экстремальные нагрузки.
Преимущества соединительных гаек из низкоуглеродистой стали:
- доступная цена (в 4-8 раз дешевле легированных аналогов);
- легко обрабатываются;
- возможна дополнительная термообработки для повышения прочности.
Но у крепежа из низкоуглеродистой стали есть и недостатки. К ним относится низкая коррозионная стойкость (нужно защитное покрытие), ограниченная рабочая температура (зачастую до +300°C).
Легированные стали: сочетание прочности и специальных свойств
Хромистая сталь 40Х содержит 0,8-1,1% хрома, у нее следующие характеристики:
- предел прочности: 900-1100 МПа;
- прокаливаемость: до 25 мм;
- диапазон рабочих температур от -40°C до +400°C.
Крепеж из этого материала используется в автомобильной промышленности и станкостроении.
30ХГСА (хромокремнемарганцевая) сталь содержит Cr, Mn, Si, у нее следующие характеристики:
- предел прочности: 1300-1500 МПа;
- ударная вязкость: 80-100 Дж/см²;
- твердость: 28-35 HRC.
Соединительные гайки из такой стали используются в авиации и высоконагруженных узлах.
Аустенитная нержавеющая сталь 12Х18Н10Т или классическая нержавейка с титановой стабилизацией содержит 17-19% хрома и 9-11% никеля. Отличается высокой коррозионной стойкостью. Диапазон ее рабочих температур варьируется от -196°C до +600°C.
Крепеж из легированных сталей прочнее на 40-80% аналогов из углеродистых материалов. Он сохраняет свойства при низких температурах, выдерживает воздействие агрессивных сред. В нормальных условиях срок службы такого крепежа превышает 30 лет.
К недостаткам гаек из легированных сталей относят высокую стоимость, сложность механической обработки, требовательность к условиям термообработки. Но минусы окупаются прочностью, устойчивостью к воздействию агрессивных сред и длительном сроком службы.
Нержавеющие стали: коррозионная стойкость
Соединительные гайки изготавливаются из аустенитных сталей серии А2 и А4. А2 (304, 08Х18Н10) обладает следующими характеристиками:
- хром: 17-19%, никель: 8-10,5%;
- предел прочности: 500-700 МПа;
- высокая устойчивость к атмосферной коррозии;
- немагнитная.
У серии А4 (316, 08Х17Н13М2), которая содержит 2-3% молибдена, предел прочности составляет 520-750 МПа. Она отличается высокой устойчивостью к хлоридам и морской воде. Крепеж из такой стали применяется в химической промышленности и в судостроении.
Для изготовления крепежа используются ферритные стали (А1) на основе хрома без никеля. У них такие характеристики:
- предел прочности: 450-600 МПа;
- магнитные;
- умеренная коррозионная стойкость.
Мартенситные или закаливаемые нержавеющие стали обладают следующими свойствами:
- твердость: до 55 HRC
- предел прочности: до 1900 МПа
- коррозионная стойкость ниже, чем у аустенитной стали.
Из мартенситной стали изготавливается режущий инструмент, крепеж, который подвергается высоким нагрузкам.
Сравнение коррозионной стойкости:
- А4 в морской воде: потеря массы 0,01-0,05 мм/год;
- А2 в промышленной атмосфере: 0,02-0,08 мм/год;
- Углеродистая сталь без покрытия: 0,5-2,0 мм/год.
Перед тем, как купить крепеж, необходимо определить требования к нему с учетом особенности эксплуатации конструкций, изделий, деталей.
Цветные металлы и сплавы
Латунь (CuZn37, CuZn39Pb3) сплав меди (содержание меди: 58-63%) с цинком также используется для изготовления соединительных гаек. У этого материала такие характеристики:
- предел прочности: 320-450 МПа;
- плотность: 8,4-8,7 г/см³;
- высокая коррозионная стойкость в пресной воде.
Латунь отличается эстетичным видом, обладает следующими преимуществами:
- хорошо обрабатывается;
- немагнитная;
- искробезопасная.
Но у латуни есть и недостатки. К ним относится склонность к растрескиванию под напряжением в аммиачной среде, низкая прочность по сравнению со сталью и высокая цена.
Бронза (БрАЖ9-4, БрОЦС5-5-5)
Это сплавы меди с оловом, алюминием или другими элементами, которые обладают следующими свойствами:
- предел прочности: 400-700 МПа;
- высокой износостойкостью;
- высокой коррозионной стойкостью в морской воде;
- диапазон рабочих температур варьируется от -250°C до +250°C.
Крепеж из бронзы используется в судостроении, химическом оборудовании, электротехнике.
Алюминиевые сплавы (Д16, В95)
Соединительные гайки изготавливаются из алюминиевых сплавов со следующими характеристиками:
- плотность: 2,7-2,85 г/см³ (в 3 раза легче стали);
- предел прочности после упрочнения: 450-650 МПа;
- температурное расширение в 2 раза выше стали;
- электропроводность – 60% от показателей меди.
Крепеж из алюминиевых сплавов используется в авиации, космической технике, транспорте (но достаточно редко).
Титановые сплавы (ВТ1-0, ВТ6)
Эти материалы обладают такими характеристиками:
- плотность: 4,5 г/см³;
- предел прочности: 800-1200 МПа;
- Удельная прочность максимальная среди конструкционных материалов;
- высокая коррозионная стойкость.
Крепеж из титановых сплавов востребован в медицине (из-за биосовместимости), авиации, химической промышленности.
Специальные материалы для экстремальных условий
Для производства соединительных гаек используются харопрочные никелевые сплавы, например, ХН77ТЮР (Инконель 718) с содержанием никеля 50-55%. Он выдерживает температуру до +700°C, предел прочности при 650°C составляет 700 МПа. Гайки из такого сплава используются для производства газотурбинных двигателей, в энергетике.
Крепеж для экстремальных условий эксплуатации изготавливается из сплава ХН80ТБЮ. Он выдерживает температуру до +850°C, сохраняет массу при окислении. Изделия из этого сплава применяются в производстве печного оборудования, теплообменников.
Криогенная сталь 08Х18Н10Т-ВД выдерживает температуру до -269°C (жидкий гелий). Ее ударная вязкость при -196°C не менее 120 Дж/см². Используется в криогенной технике, газовой промышленности.
Для ответственных конструкций рекомендуется использовать сертифицированный крепеж с подтвержденными механическими свойствами и прослеживаемостью производства. Затраты качественный крепеж окупается за счет снижения расходов на его обслуживание и замену, повышение надежности и безопасности конструкций.